Виды авиамаршрутов: просто о сложном


Планируя путешествие, важно не только выбрать направление, но и понять, какие бывают авиамаршруты. От этого зависит и цена билета, и удобство поездки, и возможности по пути. Разберёмся по порядку.

Билет в один конец (One Way или OW)

Всё просто: вы летите из пункта А в пункт Б — и всё. Обратно билет покупается отдельно или не нужен вовсе. Удобно, если:

  • Вы не знаете, когда вернётесь;
  • Путешествуете дальше другими способами (поезд, авто, автобус);
  • Улетаете из одного города, а возвращаетесь из другого (см. ниже про open-jaw).

Незаменимый ресурс, который знает обо всех рейсах на планете: https://flightmapper.net/ или https://www.flightconnections.com/

Билет туда-обратно (Round Trip или RT)

Это классический вариант — туда и обратно, по заранее известным датам. Такой билет почти всегда дешевле, чем два билета в один конец. Авиакомпании делают скидку, чтобы «привязать» вас к себе и продать дополнительные услуги (багаж, еда, выбор места и т. д.). Поэтому даже если вы точно не знаете дату возвращения — проверьте, сколько стоит round trip. Иногда он дешевле, даже если вы не используете обратный билет.

Билет с незавершённым сегментом (Hidden City / Throwaway Ticketing)

Тут начинается интересное. Представьте, что вы покупаете билет из города А в город С, но с пересадкой в городе В. И… выходите в городе В, не долетая до финальной точки. Зачем так делать? Иногда такой билет оказывается дешевле, чем прямой до В. Но есть нюансы! Это работает только с ручной кладью — зарегистрированный багаж полетит до конечного пункта. Не всегда разрешено правилами — за частое использование такие трюки могут не понравиться авиакомпании. Подходит тем, кто гибок и готов рисковать немного ради экономии.

Вилка (Open Jaw)

Это билет туда-обратно, но: вы летите из А в B, а возвращаетесь не из B, а из C (в А). Или наоборот: летите из А в B, а возвращаетесь в D (не в А). Например: Нью-Йорк → Лондон, обратно Париж → Нью-Йорк. А между Лондоном и Парижем вы добираетесь самостоятельно — на поезде, машине или лоукостере. Такой формат удобен, если хотите путешествовать не по кругу, а по маршруту. При поиске такого варианта в агрегаторах выбирайте опцию «Multi-city» — она позволяет ввести разные города на вылет и возврат.

Лучший поисковик для таких перелетов — Matrix Airfare Search. В поле «Destination» надо ввести несколько кодов аэропортов прилета.  

Составной (или сложный) маршрут (Multi-city)

Похож на open-jaw, но включает несколько перелётов подряд. Например:

  • Москва → Стамбул
  • Стамбул → Бангкок
  • Бангкок → Сингапур
  • Сингапур → Москва

Это удобно, если вы хотите устроить маршрутное путешествие. Часто такой билет оказывается дешевле, чем бронировать каждый перелёт отдельно.

Layover и Stopover: что это и чем полезны

Layover — короткая пересадка (до 24 часов). Обычно это просто транзит. Например, у вас рейс Москва → Бангкок с пересадкой в Стамбуле. Между рейсами 5 часов — это layover. Иногда можно выбрать вариант с более длинной пересадкой (скажем, 12 часов), и погулять по городу, не платя за отдельный билет!

Stopover — долгая остановка (от 24 часов). Это уже мини-путешествие внутри основного маршрута. Некоторые авиакомпании разрешают сделать stopover бесплатно или за символическую плату ($50–100). Например: Emirates предлагает бесплатную остановку в Дубае до 96 часов; Singapore Airlines — stopover в Сингапуре по пути в Австралию. Ищите такие варианты на сайтах самих авиакомпаний, не все агрегаторы их показывают.

Один из лучших сервисов для поиска стоповера — Airwander.  

Open Return — билет с открытой датой возвращения

Это билет туда-обратно, где дата обратного рейса ещё не выбрана на момент покупки.


Когда это нужно?Если вы не знаете, когда точно будете возвращаться, но хотите заранее купить билет туда-обратно. Особенности: Обычно такие билеты дороже, чем с фиксированной датой. Используются для долгих поездок, учебных семестров, командировок. Уточняйте у авиакомпании, в течение какого срока можно выбрать дату обратного рейса (обычно до 3–12 месяцев). Сейчас open return встречается реже — его вытеснили гибкие тарифы, где можно изменить дату. Но в некоторых направлениях (особенно международных) опция всё ещё доступна.


End-on-End — последовательное соединение билетов

Это комбинация двух разных билетов, оформленных как один маршрут, но без пересечений. Суть: Вы объединяете два отдельных направления, чтобы получить полный маршрут.

Пример:

  • Билет 1: Москва → Франкфурт
  • Билет 2: Франкфурт → Нью-Йорк

Если купить их вместе, система может дать единую бронь, часто — с более выгодной ценой и одной регистрацией багажа. Важно: билеты должны идти встык, без пересечений. Вы не должны возвращаться в уже пройденный город между сегментами. Когда это полезно: Когда нет прямого рейса, и вы комбинируете маршруты вручную или когда тарифы через хаб (например, Франкфурт или Дубай) получаются дешевле.

Surface Sector — наземный участок маршрута

Иногда часть маршрута проходит не на самолёте, а наземным транспортом — поездом, автобусом, машиной. Такой участок называется Surface Sector.

Пример:

  • Билет: Токио → Сеул (авиаперелёт)
  • Потом вы едете поездом до Пусана
  • А билет на обратный рейс: Пусан → Токио

Вот этот участок Сеул → Пусан — и есть surface sector.

Где это встречается: В маршрутах типа Open Jaw, в комбинированных путешествиях (например, по Европе), при использовании соседних городов с крупными аэропортами. Совет: если бронируете такой маршрут на сайте авиакомпании, ищите опцию «multi-city», и указывайте пропущенный участок как «surface».

И что мне со всем этим делать?

Прежде всего — понимать, какие у вас цели и приоритеты:

  • Хочется сэкономить? — Смотрите билеты туда-обратно, multi-city и сравнивайте с вариантами hidden city (с осторожностью).
  • Гибкость важнее? — Рассмотрите one way, open return или тарифы с возможностью бесплатной смены дат.
  • Планируете исследовать разные города? — Ищите open-jaw, multi-city и surface sector.
  • Любите заодно посмотреть новый город? — Ищите рейсы со stopover и длинными layover.


Вот несколько практических советов: Используйте агрегаторы (Skyscanner, Google Flights, Aviasales и др.) — они позволяют сравнить типы маршрутов и тарифов.

Подпишитесь на рассылки от агрегаторов и авиакомпаний для получения информации о специальных предложениях и распродажах по твоему потенциальному направлению полета. Это позволит вам быть в курсе лучших цен и акций. Авиакомпании регулярно публикуют распродажи по разным направлениям, обычно это касается следующего сезона: летом билеты на осень, осенью — на зиму и весну. Где подписаться? Бот aviasales, бот т-банка, на trip.com.  

На сайтах авиакомпаний ищите вкладку «Сложный маршрут» (Multi-city) — туда можно вручную ввести последовательность городов.

Не бойтесь комбинировать разные авиакомпании — это особенно полезно при построении маршрутов с пересадками или open-jaw.

Планируете layover/stopover — проверьте, нужна ли виза для промежуточной страны.

Проверяйте соседние аэропорты. Жители Петербурга часто вылетают из Финляндии или Эстонии — это может быть выгоднее. А так же: Сочи — Анапа — Геленджик или Ларнака — Пафос и прилет в несколько точек (например, в несколько близлежащих городов). Используйте возможность проверки перелётов из разных аэропортов с помощью этих же сервисов. 

Kiwi.com — один из «хакерских» инструментов, позволяющий искать вылеты из нескольких аэропортов в разные точки, варьировать даты и получать уведомления о низких ценах. Вводя название города, вы можете увидеть предложения из всех доступных аэропортов поблизости, что может существенно снизить стоимость перелёта. После этого посетите сайты авиакомпаний, найденные через агрегаторы, для проверки цен и специальных предложений.  

Пользуйтесь хабами. Это крупные узловые аэропорты, где много рейсов и пересадок. Главные мировые хабы, через которые могут быть стыковки: Абу-Даби, Доха, Бангкок, Куала-Лумпур, Токио, Сидней, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Сан Пауло, Рио Де Жанейро, Стамбул, Мадрид, Шанхай, Гуанджоу

Если выбрали перелет лоукостом, то посмотрите стоимость билета на сайте авиакомпании. Если это чартер ак «Россия» или «Аэрофлот», то посмотрите эти билеты на «Библиоглобусе». Если перелет заграницей то trip.com или Skyscanner.  

Всегда читайте условия тарифа: можно ли менять даты? Включён ли багаж? Что с возвратом?

И главное — планирование маршрута сегодня стало гораздо гибче, чем раньше. Не ограничивайтесь классическими вариантами: подумайте, как можно совместить перелёт с поездом, арендой авто или даже пешим переходом между городами. Это не только сэкономит деньги, но и сделает ваше путешествие интереснее.