Анатомия стоимости авиабилета
Авиабилеты — это такой же товар, как и любой другой. Что билеты, что яблоки — все подчиняется рыночным законам и капризам природы. Поэтому чтобы экономить, нужно понимать, какие факторы влияют на цену. Так давайте разберемся, что это за факторы.
Прежде всего на цену авиабилета влияет дата покупки этого самого билета. Обычно чем раньше — тем дешевле. По мере приближения к дате вылета стоимость начинает расти. Самые выгодные предложения чаще всего появляются за 3–6 месяцев до вылета. Это период, когда авиакомпании только запускают продажи и стараются привлечь первых покупателей. Но слишком ранняя покупка может быть невыгодной, потому что авиакомпании сначала выставляют билеты по базовой цене, а затем корректируют ее в зависимости от спроса. Если на определенный маршрут есть большой спрос, авиакомпания может повысить цены. А если нет, то наоборот, понизить. Экстремально дешевые билеты, если и появляются то в самый последний момент, за неделю-две до вылета.
Кстати, авиакомпании «выкидывают» билеты пакетами. Отсюда и пометки вида: «осталось 5 билетов по этой цене».
На цену влияет день недели: Очевидно, что полетать все стремятся на выходных. Соответственно на пятницу, субботу и воскресение билеты обычно дороже, чем в остальные дни. Наименее загруженными обычно бывают вторник и четверг.
Цены на билеты также зависят от класса обслуживания и выбранного тарифа. Класс обслуживания в авиабилете определяет уровень комфорта на борту. Например, эконом, бизнес или первый класс. Тариф — это набор условий внутри этого класса, включая возможность возврата, изменения билета и наличие багажа.
Цены на авиабилеты зависят от времени года или сезона. В праздники, летом или во время крупных мероприятий билеты часто стоят дороже — из-за повышенного спроса. В низкий сезон, когда пассажиров меньше, авиакомпании снижают цены, чтобы заполнить самолёты.
Важно помнить: понятие «сезон» зависит от региона. Например, когда в северном полушарии лето, в Австралии и Южной Африке — зима. Поэтому сезонность может влиять на цены по-разному в зависимости от направления.
Из этого следует хитрость: лететь против потока. Вот как это работает: представьте, что 31 декабря все толпами летят на Бали встречать Новый год. В это время билеты туда просто заоблачные. Но если вы уже на Бали и хотите улететь в этот же день, билеты из Бали будут стоить очень дешёво. Почему? Потому что большинство пассажиров летят туда, а обратно — свободных мест полно.
Этот принцип действует на многих маршрутах. В пятницу вечером билеты в Сочи дорогие — все летят отдыхать, а вот вылет из Сочи в это время стоит дешевле. В воскресенье наоборот — все возвращаются, значит, билеты на рейс в Сочи дешевле, а из Сочи — дороже.
Аналогично с праздниками: перед Новым годом или майскими каникулами билеты на курорты обычно дорогие, а обратно — дешевле. Если сможете улететь чуть раньше или позже пика сезона, можно хорошо сэкономить.
Конкуренция тоже играет свою роль. Если на одном маршруте летают сразу несколько авиакомпаний, каждая старается привлечь пассажиров — и часто это означает более низкие цены. А если на горизонте появляются лоукостеры, обычным авиаперевозчикам вообще приходится подтягиваться: снижать цены, убирать лишние услуги и запускать более «бюджетные» тарифы.
Чем дальше летишь — тем дороже билет. Это логично: больше топлива, дольше время в пути, выше затраты. Но есть и менее очевидные вещи, которые влияют на цену.
Например, аэропорт вылета и прилёта. В стоимость билета уже включены налоги и сборы — и они могут сильно отличаться в зависимости от страны и конкретного аэропорта. Где-то берут дополнительную плату за обслуживание, где-то высокие налоги на международные рейсы. Все эти расходы незаметно «вшиваются» в итоговую цену.
Курс валют. Если вы покупаете билет на международный рейс, цена может зависеть от того, какой сейчас обменный курс. Авиакомпании обычно ориентируются на специальные курсы, которые публикует Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Эти курсы обновляются каждую неделю и учитывают рыночную ситуацию. Иногда перевозчики используют свои собственные курсы, но чаще всё же следуют IATA. Особенно это важно, когда билет оплачивается в одной валюте, а расчёты внутри — в другой.
Наблюдательный путешественник, заметит, что на цену авиабилета так же влияет время вылета (день или ночь), количество пересадок и их длительность. Это логично: они быстрее и удобнее, значит, спрос выше. А вот маршруты с несколькими пересадками часто дешевле — так авиакомпании стараются привлечь тех, кто готов потратить больше времени ради экономии. Кроме того, рейсы ночью или рано утром обычно стоят меньше. Просто потому, что лететь в неудобное время готовы не все. А вот за вылет в разгар дня многие готовы переплатить — ради комфорта.
Итак, какой он — самый дешёвый авиабилет?
Это билет, купленный в понедельник (особенно если курс валют растёт). Вылет — через 2–6 месяцев, лучше всего в среду или четверг, ночью, с одной-двумя пересадками.
Направление — в несезон или межсезонье. Аэропорты — не самые популярные, но рядом с крупными хабами. Тариф — максимально базовый: без багажа, без выбора места, без еды. Только вы и ваше желание сэкономить.
Теперь пришло время перейти от теории к практике. С чего начнем?
Посмотрим и сравним цены на разных площадках, а главное в разные даты. Это один из ключевых шагов для нахождения дешевых вариантов. Но где вообще искать эти билеты? Тут есть несколько вариантов.
Во-первых, билеты продают агрегаторы. Они не продают их напрямую, а собирают предложения сразу от разных авиакомпаний и агентов, чтобы показать цены на одном экране. Иногда агрегаторы сами могут выступать в роли агентов и продавать билеты напрямую, но в основном они просто направляют вас к продавцу. Во-вторых, есть агенты — посредники, которые помогают купить билет от имени авиакомпании. И наконец, сама авиакомпания — её сайт всегда стоит проверить перед тем как покупать билет.
В итоге, агрегаторы — это удобный способ быстро сравнить варианты и понять, где можно найти выгоднее.
Цена на один и тот же билет может сильно отличаться в разных местах. Почему так? Всё дело в том, что некоторые агентства работают с авиакомпаниями по особым условиям — за счёт больших объёмов продаж они могут позволить себе предлагать билеты дешевле.Но есть и другая сторона: не все агентства получают доступ ко всем тарифам авиаперевозчика. В том числе — к самым выгодным. Например, у авиакомпании может быть тариф без багажа, а у агрегатора такого варианта нет.В таких случаях имеет смысл зайти прямо на сайт самой авиакомпании и посмотреть, что там доступно. Там можно найти более полный список вариантов и иногда — более выгодные предложения.
В итоге, лучше всего начать поиск с агрегаторов — они помогают быстро сориентироваться в ценах и вариантах. Когда найдёте интересное предложение, обязательно узнайте, какая авиакомпания его предлагает, и зайдите на её сайт напрямую. Часто там можно найти такой же билет — а иногда и подешевле.
Мой алгоритм поиска дешевых авиабилетов: 1. Сначала ищу варианты маршрута на агрегаторах — просто из точки А в точку Б. Тут же обращаю внимание на возможные хабы и разные сегменты пути.2. Выбираю дату с помощью календаря дешевых цен — чтобы сразу видеть выгодные дни.3. Перебираю варианты сегментов и их комбинации, чтобы найти самый выгодный маршрут.4. Когда нахожу подходящий рейс, проверяю цены на сайте самой авиакомпании — иногда там билет выходит дешевле, и покупаю его напрямую.